Абдуфаттах Маннапов

  ЛУННЫЙ СЕРЕБРИСТЫЙ ЗИМНИЙ СВЕТ

(К ДВАДЦАТИЛЕТИЮ МОСКОВСКИХ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ)

«Мертвым не надо вставать. Теперь они частица земли, а землю нельзя обратить в рабство. Ибо земля пребудет во веки. Она переживет всех тиранов». Эрнест Хемингуэй 

«Но следует ли спасать честь убиенного, если никакое возмездие, которое обрушится на голову убийцы, уже не спасет его жертву? Это необходимо, чтобы защитить живых и заклеймив акт бесчеловечности, предотвратить бесчисленное количество других таких же актов». Стефан Цвейг  

Осмысление пройденной пути правозащитниками, демократическими оппозиционерами, независимыми журналистами, совестливыми управленцами и бизнесменами дает возможность выявить болевые точки, узкие места, а также кто есть, кто в не лёгкой борьбе против каримовской тирании. Ошибаются считающие, что со смертью тирана, перестала существовать тирания. Уже полтора года, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, пытается начать дающий людям надежду, то в одной, то в другой области реформы, но тщетно. Не так прост оказалось расшевелить и тем более начать изменять, как спрут охватившего все сферы социума систему тирании. В зарубежных различных изданиях раскрыты страшная суть каримовской тирании и много фактов ее преступлений****. Радуют этому в унисон звучащие ныне отдельные голоса видных  деятелей нации в стране и начатое освобождение известных, отсидевших много лет политзаключенных*****. Но нельзя забыть то, что главное – тиран низвел Конституцию, законы страны до уровня тряпок для вытирания подошвы своей обуви, возводя свои произволы и прихоти до уровня «законов». Парламент, Судебные органы, СМИ, благодаря ему, стали марионеточными. Он правоохранительные органы превратил в карательные, подчинив себе. По его указанию, карательные органы начали массовую фабрикацию уголовных дел против демократический и патриотический настроенных парламентариев, правозащитников, оппозиционеров, совестливых управленцев, бизнесменов, светских и религиозных инакомыслящих. А наиболее активные, стойкие среди них различными способами физический устранялись. Системное использование государственного террора каримовским режимом сложилось и звериные пытки, истязания, мучения, убийства были возведены в норму работы СНБ, МВД и др. карательных структур страны. В итоге тираном Узбекистан был превращен в страну деградации и убогости, большую тюрьму. Демонтаж эту тюрьму – тиранию необходим, для коренных реформ, улучшения жизни живущих в бесправье, нищете, отсталости девяносто процентов народа. За рубежом каримовские спецслужбы, дипломатические представительства дезинформировали и дезинформируют правительственные органы других стран, прежде всего, спецслужбы и используя лоббистов, расходуя баснословные деньги, усложняли и усложняют жизнь тех, кто осмеливается разоблачать преступлений каримовской тирании.

СТРАННАЯ СМЕРТЬ   

В Москве, столице России по заранее согласованной договоренности вечером 1 января 1998 года, автор этих строк приехал в больницу для дежурства, где находился на лечение Мадамин Нарзикулов – председатель Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии (далее: Общество), известный правозащитник, учёный физик. [См.: Нарзикулов М. – Информационная бюллетень ОПЧУ, № 1, Ташкент, 1993 г., с. 28-29, 48]. Я после отъезда Саджиды Джафаровой в Душанбе, в качестве сотрудника таджикской службы Радио Озодлик, был избран Исполнительным Директором этой правозащитной организации. В коридоре увидев меня супруга Нарзикулова, громко расплакалась и через слёзы ели выговорила – доктор утверждает, что через несколько дней не станет Мадамин ака. Я вошел в палату и поздоровался с больным, поздравил его с Новым 1998 годом, пожелал скорейшего выздоровления и спросил о самочувствие. Он ответил, что чувствует себя нормально, поздравил меня и попросил меня передать Сергею Ивановичу – старшему охраннику здания Московской Хельсинской Группы (далее: МХГ), где находилось тогда, офис нашего Общество, полторы тысяч ($1500) долларов, которые Нарзикулов брал для того, чтобы перед новым годом выдать зарплату сотрудникам. Я пообещал, что завтра утром, отсюда прямо поеду в МХГ, офис и отдам деньги. После пошел к доктору уточнить суть его прогноза. Доктор подтвердил свой диагноз и сказал, что его долг предупредить супругу больного, чтобы после внезапной смерти не возникли различные проблемы с наследованием, имуществом. Супруге Нарзикулова сообщил то, что сказал мне доктор. В душе стало мерзопакостно – всего лишь 59 летный, сильный физически и духовно человек, странным образом таял на глазах, умирал?

Невольно вспомнилось то, что друзья, сотрудники Общество, в их числе и я, ссылаясь на   репрессивность, мстительность, подлость каримовской тирании и непрекращающийся преследования – нападения, избиения, угроз убийством, организацию милицейских задержаний, арестов, очернительство и прочих акций против нас и наших активистов в Москве со стороны «неизвестных», говорили Нарзикулову не ездит в Ташкент, ограничится только городами Душанбе, Хаджент. Но он был воодушевлен, успехами последних наших проектов и исходя из этого желанием расширить географию правозащитной деятельности Общество. В 1997 году после возвращения из поездки, Нарзикулов писал: «Я в начале августа был в Душанбе, Хадженте  и Ташкенте. Изучал возможность функционирования нашей организации в этих городах. Когда я был в Душанбе, там произошли бои в городе и ближлежащих районных центрах, между различными частями правительственных войск. В Душанбе был свидетелем настоящего разгула бандитизма и грабежей. По улицам города молодые люди без установленной формы одежды разгуливались с автоматами и ручными пулеметами. Ни один сотрудник правоохранительных органов или военный патруль не останавливает их и не проверяют законность ношения ими оружия. Факты многочисленных убийств и грабежей публично признал и Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. В Хадженте общая обстановка была напряженной, ощущалось тревога и страх людей. Меня несколько раз останавливали, подвергали проверке документов и не законному обыску. В Ташкенте   обстановка пропитано страхом, большинства людей боятся что-либо сказать. Несмотря на неоднократные обещания Президента Узбекистана Каримова, данное им во время посещения США рабочим визитом, Обществу прав человека Узбекистана (далее: ОПЧУ) отказано в регистрации. Незаконные аресты и преследования продолжаются». Изложенное   Нарзикуловым высвечивает жуткость ситуации с соблюдением прав человека и норм законности в Таджикистане и Узбекистане.

Слева, Мадамин Нарзикулов, Андрей Цюрупа, Журналист из США, Морин Гринвуд (США), Абдуфаттах Маннапов, Адил из Каканда. Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, Москва, 1997 г.

Когда я вернулся в палату Нарзикулова, он спросил меня, я помню его просьбу о причине его болезни и возможно смерти – об отравление, не говорит никому, не писать об этом, не поднимать этот вопрос не 10, не 15, а 20 (двадцать) лет, так как его дети должны встать на ноги. Если мне память не изменяет, младшему из них, его сыну тогда было 16 лет, и он   заканчивал школу. Я ответил, да помню, но я сам до живу ли до того времени? Не в коем случае не езжайте в Ташкент, Узбекистан, в ту сторону и все будет нормально, сказал он. Я вспомнил, что после недели возвращения из Ташкента, его здоровье необъяснимо, неожиданно и резко начал ухудшаться. У меня сохранился, копия письма, которое я написал, в качестве Исполнительного Директора 30 ноября 1997 года и отнес, депутату Госдумы России В.В. Борщеву, с просьбой направить Министру здравоохранения РФ письмо о разрешение госпитализации, гражданина России М. Нарзикулова, председателя Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, имеющего российскую медицинскую страховую полису, но не имеющего регистрации в городе Москве. В.В. Борщев знал нас, оперативно выполнил нашу просьбу и еще по своей инициативе написал письмо руководителю департамента здравоохранения мэрии Москвы. Врачи, обследовавшие М. Нарзикулова, не могли поставить точный диагноз (один считал, цирроз печени, другой – гепатит печени, третий – асцит, скопление жидкости в брюшной полости и т. д.). В этой ситуации Мадамин Нарзикулов, сам первым заподозрил и высказал предположение об отравление, в отместку за правозащитную деятельность, за участие в работе оппозиционного движения «Бирлик», критику каримовского режима. Но меня просил, по выше отмеченной причине, об этом никому не говорит и не поднимать этот вопрос.

Супруга Нарзикулова сильно переживала за мужа и была измотана. Я как мог успокоил ее и попросил не беспокоится о Мадамин ака, что буду возле него дежурить до утра, если что-то не так с ним, немедленно позову медсестру и доктора, а она может пойти к себе в женскую палату и выспаться. Когда вошел в палату Нарзикулова, он и другие больные спали. Сел на кресло, возле журнального столика, стоящего посередине большой комнаты – палаты и вздремнул. Примерно через час, слышу кто-то завет меня, открываю глаза и вижу, что Нарзикулов сидит на своей кровати. Я подошел к нему, он сказал, что хочет руки помыт. Мы с ним вышли в коридор, он пошел куда хотел. Я остался в коридоре, который был широким, где за столом сидела дежурная медсестра. Удивительным было то, что с одной стороны коридор имел огромные окна и с наружи, с небо поступал лунный серебристый зимний свет, придавая кругом некое ночное загадочное, непостижимое очарование. Я с медсестрой обменялся несколькими словами, ее так же как меня, удивлял и очаровывал лунный свет. Подошел Мадамин ака, медсестра спросила его, не хочет ли он, чтобы она сделала ему укол снотворного? Он ответил, что перед сном, предыдущая дежурная медсестра сделала ему такой укол. Он подошел к окну и как-то замер, и тихо заговорил о его беспокоящих вещах, смотрел в небо. Пошли в палату, Нарзикулов лег, я сел в свое кресло и продолжил дремать. До утра еще несколько раз, он вставал и выходил со мной в коридор и с глубокой досадой, печалью повторял – «отравили, за что, мы – правозащитники служим оздоровлении   социума, власти? Помогаем людям. Неужели Каримов, до такой степени тупой и жестокий? Доктора не скажут правды, они предупреждены». (Заҳарлашди, нега, ахир биз – инсон ҳуқуқларини ҳимоячилари жамиятни, хокимиятни соғломлаштиришга хизмат қиламиз? Инсонларга ёрдам берамиз. Наҳотки Каримов, шу даражада тўнка ва қонхўр? Докторлар ҳақиқатни айтишмайди, уларни огоҳлантиришган). Чувствуя, что его время истекает Мадамин Нарзикулов, о некоторых фальшивых друзьях откровенно высказал то, что раньше думал, но не гворил вслух. Он каждый раз выходя из палаты по долгу задерживался в коридоре, изливал душу мне и стоял возле окон, смотрел в небо.

В 1997 году, после возвращения из поездки, Мадамин Нарзикулов, еще писал: «Приехав в  Москву, узнал, что была совершена очередная, третья по счету в этом году (до этого было 25 июня незаконное задержание, а 26 июня – попытка к задержанию), провокация по отношению известного правозащитника и ученого, сотрудника нашего Общества Абдуфаттаха Маннапова. 15 августа было совершено нападение на него. Нападением на Маннапова руководил представитель спецслужб Узбекистана. Это подтверждается тем, что он говорил на узбекском языке… По общему мнению, целями этих провокаций являются попытка парализовать и при возможности ликвидировать наше Общество».  Эти инциденты получили отражение в газетах «Экспресс-хроника», (правозащитный еженедельник) от 27 июня 1997г., 12 сентября 1997г., «Культура» от 3 июля 1997г., в журнале «Итоги» от 7 октября 1997г. и в материалах ИТАР-ТАСС, Интер-факс, Радио Свобода, Радио Россия и др. Л. М. Алексеева и Л. А. Пономарев направили письма Прокурору г. Москвы, С. И. Герасимову о них. [См.: Информационная бюллетень ОПЧЦА, № 5-6, (57-58), Москва, 1997, с.2-7; Информационная бюллетень ОПЧЦА, № 7-9, (59-61), Москва, 1997, с.2-11] Дальнейшие трагические события показали правоту опасений и прогнозов Мадамина Нарзикулова.

Очередное противоправное задержание Абдуфаттаха Маннапова, теперь в офисе Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, в здание МХГ. Он показывает Информационную Бюллетень, который наряду с повседневной правозащитной деятельностью, может быть причиной незаконной акции милиции, Москва, 1997.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

До поездки М. Нарзикулова в Душанбе, Хаджент и Ташкент, ухудшились его отношение с  Абдуманнопом Пулатовым. Причинами были то, что Абдуманноп настойчиво требовал: Во-первых, в Информационной бюллетене, указывалось имя и фамилия каждого автора сообщения. М. Нарзикулов, я и другие сотрудники, активисты были против этого, так как большинство корреспондентов этого не желали. Публикация имени и фамилии каждого автора сообщений, могло быть открытой подставой их перед карательными структурами Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана. И последствия могли быть печальными – открытие уголовных дел и посадка их в тюрьму. Абдуманноп не соглашался с нами и с большой настойчивостью гнул свою линию, делая упор на то, что мы должны быть «смелыми» и «открытыми». Во-вторых, Нарзикулов и я подготовили брошюру «Золото – грабёж, коррупция – карьера! (В   контексте нищеты, бесправия, безработицы граждан)», освящающий грабеж узбекского золото Каримовым, о тайном двойном увеличение его добычи и о вывозе его за рубеж, а также о системе продажи и покупке должностей от районного до республиканского уровня руководства. Послали Абдуманнопу, для того чтобы узнать его мнение. Его ответ, был весьма красноречив: «У вас хватает врагов, Каримов, в их числе самый могущественный. Зачем его дразнить? То, что вы написали ему сообщать, о последствиях подумайте!» Это Мадамин Нарзикулов назвал, капитуляцией перед диктатором******. В-третьих, Абдуманноп настаивал на поддержку хороших отношений главным образом с «Бирликом», руководителем, которого был его брат Абдурахим. Опыт, сотрудники, активисты, друзья убедили Нарзикулова в том, что Общество должен одинаково хорошие, нормальные отношения поддерживать не только с «Бирликом», но и «Туркестаном», «Тумарисом», «Эрком» и другими оппозиционными организациями. Но это Абдуманнопа раздражал, не устраивал. В-четвертых, Абдуманноп в США все больше становился «шёлковым правозащитником», старался обвинить узбекскую нацию, ссылаясь на якобы неготовность её к демократии, специфику её менталитета, т. е. обелить нарушения прав людей со стороны каримовского режима. Старый способ тиранов, тираний и их лизоблюдов. [А. Маннапов Узбекистан: мифы и реальность. – Журнал: Защита прав и свобод человека. Иркутск-Москва, № 16, 2001 г., с.14-15] Такой подход   был неприемлем для Нарзикулова, меня и других сотрудников, активистов Общество. В 1998 году из Вашингтона столицы США в Москву, в наше Общество приехавших двух молодых правозащитников инструктировал Абдуманноп Пулатов, работавший в их организации и в итоге: «Сотрудникам правозащитной организации Union of Councils то, что я им рассказал показалось, немного «преувеличенным». Тогда мы договорились о том, что, когда они вернутся, мы встретимся и определимся степенью моего «преувеличения». Они, если память мне не изменяет, находились в Узбекистане две недели. И будучи в Ташкенте, Самарканде и Бухаре встречались с гражданскими активистами, правозащитниками, представителями демократической оппозиции и лидерами этнических общин русских, татар, крымских татар, украинцев, еврей, бухарских еврей. Они проделали большую и кропотливую работу и по возвращению в Москву, приехали к нам в Общество, и с порога заявили, что я был прав, обстановка с правами человека в Узбекистане ужасна, всех гложет страх, все бояться, не только узбеки, но и русские, татары, крымских татары, украинцы, евреи, бухарские евреи и другие. У себя в офисе или дома они не хотят говорит откровенно, во дворе тоже, для того чтобы что-то узнать нужно найти нейтральное и безопасное место, не хотят, чтобы называли их имена, фамилии. Исключение составляли единицы. По их глубокому убеждению, Узбекистан имеет все признаки полицейского государства». [А. Маннапов. «Солидарность людей, преодоление ими трудностей и права человека». https://turonzamin.org/2016/01/18/абдуфаттах-маннапов/] Очевиден показательность и доказательность этого факта.

Когда Мадамин Нарзикулов лег в больницу, он попросил меня, позвонить Абдурахиму и  Абдуманнопу Пулатовым и сообщить о случившемся. Я каждый день по нескольку раз звонил им в США, но в отличие от прошлых времен, никто не брал трубку телефона.  Естественно, поэтому я оставлял сообщение о болезни Нарзикулова. К сожалению, и на сообщения никто не отвечал, не реагировал. Я через день или два, подумав, что с их телефонами что-то неладное, написал им письма и отправил по e-mail и факсом. Опять не было никакого ответа. Ряд узбеков (в их числе старейший диссидент Хамид Расулов), живушие в Москве и знающие братьев с давних пор, с грустью говорили, что они шкурники, эгоисты, что давно перестали быть оппозиционерами, работают на СНБ (КГБ). Хамид Расулов говорил, что сам живой свидетель как Абдурахим Пулатов бессовестно и нагло, присвоил десять (10) тысяч долларов данные турками для «Бирлика». У него в квартире, заявив Миролиму Одилову, Анвару Усманову и ему, что никому не даст эти деньги, они его, делайте, что хотите. Мадамин Нарзикулов сказал, что мы наивные люди, Хамид ака и другие московские узбеки, лучше знающие братьев Пулатовых правы, братья связаны с «конторой» и им все отлично известно, потому и избегают контактов. Просто Абдуманноп и Абдурахим умело скрывали свою предательскую суть, отметил он. И попросил меня, больше им не звонит, не писать. Он был сильно разочарован в братьях Пулатовых, и обижен на них и изрек, «теперь знаем, что оба оказались не людьми» (Иккаласи ҳам одам эмаслиги билинди). Кроме этого, он сказал, что я, Абдукадир Захиди и наши сторонники на Первом организационном съезде Общество прав человека Узбекистана (ОПЧУ), проходившей 2 февраля 1992 года, были правы, выдвинув на должность Председателя организации, Захида Хакназарова, личность высокого благородства, честности, известного дирижера, одного из лидеров «Бирлика». Человека по всем параметрам, на несколько голов выше Абдуманнопа. [См.: Информационная бюллетень ОПЧУ, № 1, Ташкент, 1993 г., с. 48 – Верхнее фото, слева сидят, Абдукадир Захиди, Абдуфаттах Маннапов, стоя выступает Мадамин Нарзикулов, сидит Абдуманноп Пулатов]

Несколько раз Нарзикулов повторил, что сожалеет о своей поддержке Абдуманнопа Пулатова, который ели – ели «набрал несколько голосов больше» благодаря аферам двух кэгэбешных (КГБ) агентов Арзинова и Равиля. Бессовестность Миши Арзинова и Абдуманнопа Пулатова проявилось и в искажении информации о Первом организационном съезде ОПЧУ, написавших якобы делегаты «почти» единогласно голосовали за Абдуманнопа и ни слово об альтернативности выбора Председателя, о другом кандидате Захиде Хакназарове и сколько голосов он получил, заявил Мадамин ака. [См.: Информационная бюллетень ОПЧУ, № 1, Ташкент, 1993 г., с. 5 – 6]. Его раздражал то, что благодаря этим фальшивым друзьям, ему иногда не заслуженно выливали гряз, обвиняли его в соглашательстве с каримовским режимом. Он попросил меня, дать ему слово, ни в коем случае не забыть, все им сказанное об отравление и на счет фальшивых друзей, огласить в указанный срок. Я ответил, что, если проживу двадцать лет, обязательно оглашу, но и надо мной висит топор тирана, неизвестно, до живу ли? Друзья познаются в беде и люди должны знать правду, время от времени повторял он. Надо отдать должное ему – Мадамину Нарзикулову, несмотря на то, что он знал о своей предстоящей скорой смерти, держался как всегда спокойно, выдержанно. Две вещи, что он позволил себе сделать в связи с этим, несколько дней ранее, вызвал супругу из Ташкента, Узбекистана в Москву, Россию и дал мне свой долг ($1500), для возвращения давшему взаймы человеку. Увы, до смерти больного Мадамина Нарзикулова, ни ответа, ни привета не последовали от Абдурахима и Абдуманнопа Пулатовых. Во истину, друзья познаются в беде.

(Конец первой части, продолжение следует)

Абдуфаттах Маннапов, США

28.02.2018

Примечания и литература:

*Фотография Мадамина Нарзикулова, снятая 1996 году в офисе Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, г. Москве, Волгоградском проспекте, доме 26, ком.1414, 14 этаже, метро Волгоградская. До переезда Общество в здание МХГ, г. Москва, Большой Головин переулок, дом 22, строение 1, 2 этаж, метро Сухаревская.

**Эпиграф: Эрнест Хеменгуэй Американцам, павшим за Испанию – On the American Dead in Spain, February, 1939. http://ocr.krossw.ru/html/heminguey/heminguey-on_american-ls_1.htm

*** Эпиграф: Стефан Цвейг Совесть против насилия, Кастеллио против Кальвина.  Москва, «Мысль», 1986, с.182

**** Жаҳонгир Маматов “ИАК” [Ислом Абдуганиевич Каримов], (узбекском языке). http://jahonnoma.com/2013/07/30/iak30/#more-4658 Яна унинг. Каримовнинг кирдикорлари (узбекском языке).  http://jahonnoma.com/2007/12/01/1-3/  Яна унинг. Оқсарой сирлари (узбекском языке).   http://jahonnoma.com/2008/02/25/1-24/   Яна унинг. Ўзбеклар ва ўзбеклар (узбекском языке). http://jahonnoma.com/2007/12/01/1-6/

 Яна унинг. Тарихни титратган кунлар (узбекском языке).    http://jahonnoma.com/2008/03/12/tarix/  Яна унинг. Қарашлар (узбекском языке).    https://turonzamin.org/2010/04/26/qarashlar19/

Human Rights Watch. «До самого конца». Лишение свободы по политическим мотивам в Узбекистане. https://www.hrw.org/ru/report/2014/09/26/267971

Human Rights Watch. Узбекистан: массовые убийства остаются безнаказанными целое   десятилетие. https://www.hrw.org/ru/news/2015/05/07/269879

Amnesty International. Uzbekistan: ”We well find you, anywhere”: The global shadow of Uzbekistani surveillance https://www.amnesty.org/en/documents/eur62/5974/2017/en/

Amnesty International. Uzbekistan 2016/2017

https://www.amnesty.org/en/countries/europe-and-central-asia/uzbekistan/report-uzbekistan/

Крейг Мюррей. Человек Ее Величества в Ташкенте (Напечатано The Washington Post, перевод «Инопресса.ру») http://www.washingtonpost.com/wp- dyn/content/article/2006/09/01  /AR2006090101418.html

Алишер Таксанов Многоликий Янус, кто такой Ислам Каримов? Психологический портрет узбекского лидера через призму его политики. http://www.proza.ru/2007/06/06-51 Его же. День трагедии узбекского народа. https://www.proza.ru/diary/alisher1966/2013-01-29 Его же. Партия преступников. http://www.proza.ru/diary/alisher1966/2015-01-24 Его же. Золотой телец Узбекистана. http://proza.ru/diary/alisher1966/2017-03-21

Даниил Кислов. Ислам Каримов: Великий правитель или враг собственного народа? http://www.fergananews.com/articles/9529

Махбуба Закирова: «Было страшно, кровь текла по земле. Мы бежали, бежали и

бежали» http://www.fergananews.com/articles/8537

Галима Бухарбаева: «Андижан. В моей жизни» http://www.fergananews.com/articles/8539

Александр Виноградов. О странностях резни… Ошские события – межэтнические беспорядки или целенаправленный геноцид?

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1276892340;

Евгений Дьяконов Ислам Каримов – не наш сукин сын (из книги “Zona.uz”) http://www.centrasia.ru/news.php?st=1342204080

Абдуфаттах Маннапов Узбекистан: мифы и реальность. – В журнале: Защита прав и свобод человека. Иркутск-Москва, № 16, 2001 г., с. 14-15; Его же. Каримовский режим в Узбекистане реанимировал тоталитарное полицейское государство: Фальшь и террор. – Журнал: Защита прав и свобод человека. Иркутск-Москва, октябрь, 1999 года, №5, с.10-11. Его же (Одил Барлос). Стабильность или страх: что превалирует в сегодняшнем Узбекистане? – Журнал: Центральная Азия. Независимый общественно-политический журнал. Швеция, 1996 г.,    № 6, с.42-45. Его же. Возрожденный тоталитаризм: Узбекистан в тисках фальши и террора. – В бюллетене “Эркин Туркменистан – Свободный Туркменистан”, № 2, М., 2000, с. 67-72; Его же. Тиран желает растоптать и деградировать народ (Зачем пытались поменять национальность генерала?) http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1340266200 Его же. Независимость или рабство? К 25 – летию независимости Узбекистана.  https://turonzamin.org/2015/06/21/mannapov/  Его же. Выборы без выборов, или о фокусах тирана. https://turonzamin.org/2015/03/26/abman/ Его же. Конституция как занавес тирании (20 – лет Конституции Узбекистана) https://turonzamin.org/2012/12/10/shirma/   Его же. Тиран сгинул, но сохраняется его режим? (Узбекистан без демонтажа каримовского режима и коренных реформ, не двинется вперёд, к развитию, достойной жизни) https://turonzamin.org/2017/09/02/afm/#more-24728

*****Писатель Мамадали Махмудов о режиме президента Ислама Каримова

https://www.youtube.com/watch?v=CXUDzQ5357A Яна унинг: Каримов миллатни геноцид қилди https://www.youtube.com/watch?v=YnGZhXkR-Oo Захид Хакназаров. Ислам Каримов – человек или аэропорт, или поставить общественное выше личного. http://www.fergananews.com/articles/9312 Его же: «Надо переходить от слов к конкретным делам». http://www.fergananews.com/articles/9305

Народный поэт Узбекистана Жамол Камол выступил против присвоения ташкентскому аэропорту имени Каримова.  http://www.fergananews.com/news/26088

Қамоқдан чиққан фаол Ағзам Турғунов Жаслиқ қийноқлари, Мирзиëев маддоҳлари ва мухолифлик ҳақида https://www.youtube.com/watch?v=Tx-InWtDAY4

******Непонятно было то, что после смерти Мадамина Нарзыкулова и покушения на меня, когда выйдя из больницы, я вернулся в офис, начал работать, то не смог нигде найти (в компьютере и шкафах) текст этой брошюры. Две объемистые папки, содержащие уникальные источники и подготовительные материалы также исчезли. Мои расспросы наших сотрудников, охраны и уборщицы не внесли ясность в этот вопрос. Тогда я вынужден был обратится к Адбуманнопу Пулатову и попросить его прислать копию этой брошюры. Он ответил, что скоро пришлет, но не прислал.  Пришлось ему, еще несколько раз напоминать о его обещание, он каждый раз извинялся и говорил, что пришлет, но не сдерживал своё слово.

Advertisements

About TURONZAMIN

supporter of democracy
This entry was posted in 3.RUSSKIY. Bookmark the permalink.