На фото слева направо: Лидер «Эрк» и НДУ Мухаммад Салих, премьер-министр и врио президента РУ Шавкат Мирзиёев, руководитель сайта «Туронзамин» и Конгресса узбекистанцев Джахонгир Маматов; коллаж: Ц-1
Поводом для публичного «базара» узбекской оппозиции стали «трудности перевода», но причиной, по мнению жертвы атак Джахонгира Маматова, – его позиция по кандидатуре Мирзиёева
Минувшие выходные социальные сети узбекских диссидентов, проживающих за рубежом, трещали от выливавшейся друг на друга ненависти и оскорблений.
«Очумел от счастья», «показал свое звериное лицо», – написал из Австрии узбекский поэт Едгор Обид в адрес другого политэмигранта, проживающего в США, – Джахонгира Маматова, бывшего депутата Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана, ныне писателя и руководителя портала Туронзамин.
Возмущение до исступления демонстрировала из Франции правозащитница Надежда Атаева, сбежавшая из Узбекистана в 2000 году, когда ее семья во главе с отцом Олимом Атаевым, председателем правления компании «Уздонмахсулот» («Узхлебопродукт») была обвинена в масштабной коррупции.
Надежда при отце возглавляла компанию NZI, которая получала монопольные заказы от «Уздонмахсулота» на поставки полипропиленовых мешков для мучной продукции, ее заподозрили в периодическом необоснованном завышении цен на производимую тару.
Оказавшись в положении «политического беженца» по спорной причине, она особенно болезненно реагирует на вопросы, связанные с непредоставлением убежища узбекистанцам за рубежом, а тем более, когда кому-то угрожает выдача на родину.
«Мы можем спорить между собой и даже не общаться, но участвовать в организации высылки в страну, где человека ждут пытки и смерть, где его родные братья и соратники прошли через коридоры ада, – это недопустимо», – восклицала она.
Эрдоган, Мирзиёев и Салих
Речь шла о Мухаммаде Салихе, оппозиционере, лидере партии «Эрк» и Народного движения Узбекистана, проживающего в турецком Стамбуле.
Узбекская служба Би-би-си, освещая визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Самарканд 14 ноября, ссылаясь на анонимный источник, передала, что очевидный новый глава Узбекистана – премьер-министр и врио президента Шавкат Мирзиёев якобы попросил турецкого лидера депортировать Салиха на родину.
В официальных источниках правдивость этого утверждения не подтверждается, но оно стало поводом для выяснения отношений между представителями узбекской политической эмиграции.
По словам Джахонгира Маматова, представляющимся также Джахонгиром Мухаммадом, он написал комментарий, что Мухаммад Салих поступил бы патриотично, покинув Турцию, чтобы не быть преградой для улучшения узбекско-турецких отношений и вернувшись в первоначально предоставившую ему убежище Норвегию.
Атаева, по ее признанию, не владеющая узбекским языком, поняла, что Маматов призывает Турцию экстрадировать Салиха в Узбекистан.
Очень скоро Маматов нашел себя под шквалом оскорблений и проклятий, в Фейсбуке началась акция «Я блокирую Маматова», которую поддержали даже некоторые журналисты Узбекской службы радио «Свобода».
Зри в корень
В интервью Ц-1 Маматов говорит, что причиной злобной кампании, жертвой которой он поневоле оказался, на самом деле стала его позиция по кандидатуре Шавката Мирзиёева, которую он высказал еще в сентябре после смерти первого президента Ислама Каримова.
Политэмигрант с более чем 20-летним стажем, знающий не понаслышке, что такое узбекская тюрьма, Маматов считает, что кандидатура Мирзиёева является наиболее приемлемой для Узбекистана: в стране просто нет других лидеров.
В то же время он убежден, что подпусти к власти такого человека, как Мухаммад Салих, – весь народ будет ожидать полный крах, ведь кроме джихада он предложить ничего не может.
«Я сказал, что Мирзиёев может быть авторитарным человеком, но он в разы лучше Салиха, с этого все началось, все разделились на два лагеря», – рассказывает Маматов.
Защищая свою позицию по Мирзиёеву, политэмигрант отмечает позитивные сдвиги, которые уже происходят в стране, к примеру, улучшение отношений с соседними Кыргызстаном и Таджикистаном, открытие виртуальной приемной, которая помогает решать проблемы людей, освобождение некоторых политузников, обещания помощи частному бизнесу и многое другое.
«Надо дать шанс человеку, он только начал, нельзя сразу кидаться на него с критикой, – говорит Маматов. – Тем более оппозиция кроме пресловутого джихада предложить ничего не может».
Мухаммад Салих с презрением отзывается о тех, кто старается видеть позитивное в действиях очевидного будущего главы государства. В одной из своих недавних статей он написал, что некоторые «уже валяются у порога виртуальной приемной Мирзиёева».
Узбекской оппозиции нет
Реакция на кандидатуру Мирзиёева, а также нетерпимость к мнению другого человека, по мнению Маматова, говорят о двух вещах.
Первое: оппозиции в Узбекистане нет, так как нельзя называть оппозицией одного существующего человека, должны быть идея, программа, стратегия, организация и люди – а этого нет, она не проявилась даже в период трансформации, который ждали в Узбекистане 25 лет.
Второе: те, кто называет себя оппозицией, готовы сожрать любого, кто думает иначе, что их впору уже называть оппозиционерами-диктаторами, а значит, быть конструктивной силой, способной позитивно влиять на страну, они не могут.
По мнению Маматова, оставшиеся либералы и патриоты Узбекистана должны работать над тем, чтобы проложить путь к возвращению на родину, ведь только там они могут быть по-настоящему полезными и что-то изменить к лучшему.
Что касается тех, кто подверг его бичеванию на выходных, Маматов говорит, что, очевидно, они хотят остаться навсегда в Европе или США, и поэтому видеть позитивные изменения и желать хорошего и лучшего Узбекистану они не будут
Filed under: 1.BOSH SAHIFA, 3.RUSSKIY |