Абдуфаттах Маннапов

fattohAСОЛИДАРНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ПРЕОДОЛЕНИЕ ИМИ ТРУДНОСТЕЙ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

«Что бы ни говорили скептики, концепция прав человека в своих основных чертах универсальна, вечна и не зависит от национальных, религиозных, культурных и тому подобных различий. Это и понятно, ибо вечно стремление людей к свободе и справедливости, а права человека есть не что иное, как институциализация справедливости и кодификация свободы». Сергей Ковалев  

Соблюдение или игнорирование прав и свобод человека являются жизненно важными и органическими индикаторами степени цивилизованности, очеловеченности политической, общественно-экономической системы. И именно это обстоятельство главенствует, доминирует в выявление разницы между демократическим, авторитарным, тоталитарным, деспотическим и тираническим политическим строем. Права и свободы человека не нечто абстрактное и далёкое, а естественное и органически присущая людям живущим и освоившим благодаря воспитанию, образованию, жизненным условиям и опыту социальные установки того или иного общества. В любом социуме преодоление жизненных трудностей людьми по существу и в той или иной форме связано с реализацией прав и свобод человека. Порой простые, на первый взгляд, очень далёкие от прав граждан житейские ситуации содержать в себя глубокий смысл и раскрывают степень, направленность, ограничения и возможности этих прав в данном социуме. Многим людям, особенно представителям старшего поколения известны «красный террор», «волюнтаризм», «застой и загнивание» как периоды грубых и массовых попраний не только политических, но и экономических, социальных, национальных, национально-государственных, языковых, культурных прав и свобод граждан в советский период. Что было обусловлено тоталитарно – номенклатурной сутью и этапами своеобразного проявления этой сути в Советском Союзе. Но простые люди из гуще народа, представители разных национальностей благодаря добрым отношениям и солидарности в трудных жизненных ситуациях преодолевали отмеченные попрания по-своему. В этом как бы просматривается жизненность первой статьи Всеобщей Деклорации Прав Человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношение друг друга в духе братства». [2]

Столица Узбекистана Ташкент не зря назывался хлебным городом, самые трудные годы голода и войны в истории Советского Союза, сюда стекались множество людей, беспризорные дети из европейских регионов для того чтобы выжить, сохранить свою и членов семьи жизнь. [3] Узбекским, всесоюзным и мировым набатом гуманизма, сочувствия и солидарности людей прозвучали в военные годы стихи Гафура Гуляма «Ты не сирота» и «Я еврей». [4] Его голос был услышан во многих странах, остановить и уничтожить фашизм – врага человечества, взять под крылья народа и страны наиболее обездоленных, пострадавших сирот и евреев. История этим как бы выявляла сочувствие, солидарность в качестве эпохального, актуальнейшего дела искоренение всемирного зла и защиты прав наиболее пострадавших от зверств нацизма. И страстный призыв к гуманизму, осознанию первичности человеческого в человеке:
«Я –
Представитель
Людской расы,
По национальности я –
человек!» [5]
В истории забыть это означал и означает стремление к исключительности, стремлению насильно навязать свое видение мира другим, игнорирование прав и свобод человека, демократических ценностей, которые сконцентрировано и концептуально изложено и реализовано на Западе и в странах, идущих вслед за ним. [6] «Конечно, есть территории, избравшие своим уделом интеллектуальную деградацию, – пишет Александр Невзоров,- или не имеющие никаких амбиций развития. Их список известен: Бангладеш, Россия, Нигерия, Афганистан и другие державы, ориентированные на самобытность и духовность. Там законы, защищающие «чувства верующих», разумеется, используются и применяются». [7] В этот список нужно добавить «процветающий» по особой каримовский модели Узбекистан, откуда не выдержав «прелести» этой модели сбежали всего на всего, 7-8 миллионов трудоспособных граждан и продолжают убегать.
Несмотря на эти и другие «успехи» Ислам Каримов боится воспоминаний и сравнений людей, тоталитарной советской истории страны с его «земным раем», которое, не смотря на «искусно» созданные бутафорные, фальшивые демократические институты, больше смахивает на еще более ужасное рабство. Причина в том, что он уничтожил открытое, массовое стремление узбеков, узбекистанцев к западной модели развития, ростки демократии, гражданского общества, подвергнув репрессиям демократическую оппозицию, правозащитников, светских и религиозных инакомыслящих и запретив деятельность народных движений «Бирлик» (Единство), Туркестан, Тумарис и партии «Эрк» (Воля). [8] Ему этого оказалось мало, и он возжелал по своей прихоти переписать историю и переименовать районы, улицы, школы имени многих великих деятелей Узбекистана, Туркестана и Мира. По его указанию, переименовали название одной из центральных Ташкентских столичных площадей Дружбы Народов, который олицетворял великодушие, доброту и величие народа Узбекистана. И с этой площади удален любимый, высокочтимый узбеками, узбекистанцами и гостями столицы монумент великим гуманистам Шaахмеду Шамухамедову и Бахри Акрамовой, во время войны усыновившим 15 детей сирот разных национальностей. [9]

Самое печальное то, что сам Ислам Каримов в детстве два раза отдавался в Сиротский Дом. Первый раз, когда его официальный отец вернулся с заключения и был шокирован появившейся «неизвестно» откуда Ислама, в годы его отбывания наказания. [10] Второй раз, за непослушание, хулиганство и воровство («юный вор арбузов и дынь, орудующий перочинным ножом, обижающий учителей, ставивших ему плохую оценку, слабых учеников и девочек»). [11] Несмотря на то, что Каримов сам пережил в детстве, а также прекрасно зная о подвиге гуманистов Шaахмеда Шамухамедова и Бахри Акрамовой, он дал указание под видом «переноса» памятника в другое место разрушить этот прекрасный комплекс с их памятником и переименовать название площади Дружбы Народов в центре Ташкента.Шамахмудов Но как отмечал, много лет исследовавший анатомию человеческой деструктивности, Эрих Фромм: «С деструктивностью экстаза можно в какой-то мере сравнить поведение человека, живущего в состоянии хронической ненависти. Это совсем не то, что мгновенная вспышка гнева, это концентрация отрицательной энергии и колоссальная целеустремленность личности, все силы которой направлены на то, чтобы разрушать». [12] Точнее и глубже не скажешь.

В этой связи мне вспоминаются, далекие 1973 – 1975 годы службы в рядах Советской Армии, в Даурии, Забайкалье на границе с Китаем. Мне несколько раз по долгу службы приходилось встречаться с начальником Политического отдела дивизии, вначале подполковником, позже полковником Родниковым Анатолием Анатольевичем. В Москве 2001 году я по телевизору случайно увидел сюжет, где   А. А. Родников уже был генерал-лейтенантом. Он в конце сентября 1973 года, когда меня переводили с должности командира взвода на должность освобожденного секретаря комитета комсомола другой части, проводя итоговое собеседование со мной рассказал, что высоко ценить и уважает узбеков за их человечное, доброе и сочувствующее отношение к людям. Оказалось, что он, рано потерял родителей и рос в Сиротском Доме, в городе Самарканд. Родников   говорил, что в Узбекистане он всюду встречал сочувствие и солидарность людей. Интересное сопоставление того, что русский А. А. Родников не забыл доброту и высоко ценил узбеков, их солидарность, помощь, но Ислам Каримов, будучи виртуозным коррупционером и карьеристом, купивший у Кремлевских правителей должность Первого секретаря ЦК КП республики, напротив оказался мизантропом, ненавидящим всеми фибрами души людей и особенно узбеков. [13]

Посмотрев передачи канала RTN 25 и 26 ноября 2014 года “Виктор Снитковский у Ильи Граковского”, [14] где правозащитник рассказывал об узниках КарЛага, мне вспомнилось судьба моей дяди Шарифа Алиева. [15] Он был младшим братом моей бабушки по линии отца, незаурядной личностью, в начале войны в рядах   миллионов солдат и офицеров попал в плен к немцам. Некоторое время сидел в фашистских концентрационных лагерях. Он рассказывал, что с ним находились и бухарские евреи из Самарканда и Бухары, и он научил их нескольким сурам из Карана. Это дало им возможность выдавать себя за узбеков, за таджиков и они сохранили свою жизнь. Некоторые из них бывали у него после войны и поддерживали дружеские отношения с ним.

К ним в концлагерь приходили представители Туркестанского Легиона, и агитировали их вступить в их ряды. [16] По его признанию, он вступил в Легион по нескольким причинам: первая причина, условия в концлагере были ужасными и заключенные умирали каждый день; вторая причина, как многие пленные, он был страшно зол на «вождя всех народов и всех времен», так как по его указанию, пленных в СССР объявили «изменниками», «предателями»; третья причина, это обман, демагогия о народности советской власти, так как он прекрасно понимал, что это власть чиновников, номенклатуры и насильников, но никак не народа, трудящихся;  четвертая причина, это разделение Туркестана и передача исконно узбекских земель другим республикам.

Он вспоминал о том, что, начиная с конца 1941 года, их часть Туркестанского Легиона, занималось охраной военных объектов, в начале в Германии, позже во Франции. Он был офицером в Советской Армии и в Легионе после определенной подготовки служил также офицером. В 1943 году он познакомился с представителями французского сопротивления и через некоторое время, он перебежал к ним, включился в партизанскую борьбу против фашистов. Этот французский партизанский отряд действовал недалеко от Югославской границы. Как он рассказывал, 1944 году много стало русскоговорящих в их отряде и в связи с открытием Второго фронта на Юге Франции, они начали активно действовать и на территории Югославии. Естественно, имея определенную связь с югославским сопротивлением.  После победы к ним в отряд приехал Тито или один из его заместителей для вручения югославских боевых наград. Они, кроме получения наград сфотографировались с высоким гостем. Где-то в конце 1945 года он вернулся в Москву и потом в Ташкент. Его в Москве и Ташкенте тщательно проверяли представители особого отдела НКВД и без претензий отпустили домой. Он в Ташкенте дома построил, как у немцев, большой парник, где в суровую зиму, можно было найти и лимоны, и алой, и розы, и помидоры, и огурцы, и т. д.

А фотография с югославским военным начальником в партизанском отряде у него висело на видном месте в зале. Нагрянул 1948 год, когда Сталин и Тито сильно поссорились, первый хотел диктовать, второй понимая, что кроме СССР, на свете есть США, Англия, Франция и др. страны, не хотел подчиниться этому диктату. Кто-то из приятелей дяди, донес в МГБ (бывший НКВД) о фотографии.  Его арестовали и увезли в Москву, Владимировскую Централ, где его судила особая Тройка МГБ СССР. Он был приговорен к высшей мере наказания, расстрелу как «югославский шпион». Но видимо, Тройке не понравился, как он, стойко и гордо отрицал все обвинения против него. Может быть поэтому, его еще двоя суток держали в холодной воде и требовали признания. Но и после этой пытки, он не признал свою вину и тогда расстрел, заменили 25 годами лишения свободы.

Он отбывал свой срок в КарЛаге, в Джезказгане, в Казахстане. 1953 году в конце лето к нему приехала жена с дочкой, которая родилась скоро после его ареста. С четырех или пяти летней Дилором. Целую неделю его жена пыталась добиться свидания. Но не в какую, не положено. Утром, когда они уходили на работу и вечером, когда они возвращались с работы, он разговаривал с ней. В лагере в основном сидели военные, как он рассказывал, были среди них бывшие генералы, полковники. Его уважали за стойкость, за отзывчивость и за то, что с нескольким другими заключенными с техническим образованием, он смастерил из технических остатков радио, благодаря чему, они слушали Свободу или Голос Америки. Соблюдая строгую конспирацию и только прошедшие проверку заключенные, имеющие влияние в лагере. Он рассказывал, что 1951 или 1952 году на севере, в каком – то маленьком острове или полуострове, произошел бунт заключенных и они одолели охрану. В это время не далеко от них оказался корабль США под флагом ООН. И заключенным удалось передать сигналы бедствия и этот корабль подплыл к ним и забрал всех. Он говорил, что этот замечательный факт и не менее замечательное событие, 5 марта 1953 года смерть Сталина обнадежила многих заключенных в лагере и их родственников.
Относительно свидания с женой и с дочкой, он посоветовался с лидерами лагеря. И они решили, чтобы дядя в следующий день забрал дочь во внутрь лагеря. И следующий день вечером, когда они возвращались с работы, он забрал дочь с собой во внутрь лагеря. А ночью, его с дочкой спрятали и всю ночь готовились завтрашнему бойкоту работы. К утру все ворота и двери были заблокированы, забаррикадированы, закрыты и ни один заключенный не вышел на работу. А охранники не могли зайти во внутрь лагеря. Они предъявили требование: а) родственникам разрешить свидание; б) разрешить получение писем и посылок; в) пересмотр дел.

Начальник зоны обещал вызвать танковый полк и сравнить с землей лагерь. Но через три дня противостояния, к ним из Москвы, приехал какой-то генерал – полковник, который во всех бедах обвинил Берию и разрешил свидание на 10 суток. И принял все требования заключенных. И сказал, чтобы заключенные написали домой об этих важных новшествах.

Если память мне не изменяет, в течение года его дело было пересмотрено и с него сняли все обвинения.  И он вернулся домой. В Ташкенте, дома его парник был сохранен благодаря неимоверным усилиям его жены, родственников и детей. Через несколько лет он вывел особый вид Черной розы, не имеющейся до тех пор в каталогах цветоводов. Это заинтересовало учёных цветоводов из Англии и Голландии. Этим он гордился и когда я к ним приходил, он с гордостью показывал вырезки из английских и голландских газет и журналов. Его огорчало, что учёные Ташкента и Москвы никак не реагировали к его, Черной розе. Он приложил много сил и энергии для сохранения внутренней оросительной системы в городе Ташкенте. Это было очень важно для ташкентцев, так как многие тогда жили в своих домах и имели подсобные хозяйства.

В 1998 году в Москву из столицы США, города Вашингтона, приехали двоя молодых сотрудника правозащитной организации Union of Councils и попросили меня как Исполнительного Директора Общества содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии проинформировать их о ситуации с правами человека в Узбекистане. Я рассказал и дал им материалы, которые мы имели. [17] Где подчеркивалось, что Узбекистан остается одном из наиболее одиозных стран в сфере соблюдения прав   человека и норм демократии. Каримов своей основной целью определил не борьбу с бедностью и нищетой, а искоренение инакомыслия. Репрессии против свободомыслящих   граждан стали нормой в республике. Каримов неоднократно использовал карательные силы против мирно протестующих граждан страны, отдавая приказы открыть огонь на поражение. Это наблюдалось в 1989-90 годах в городах Намангане, Коканде, Пскенте, Буке, Денау. В январе 1992 году расстрел мирной манифестации студентов в вузгородке Ташкента и разгром этого городка. Фабрикация уголовных дел в органах МВД, СНБ, Прокуратуры, Судах происходит конвейерным путем подбрасывания небольшого количества наркотиков, оппозиционного или религиозного издания содержащей критические материалы о режиме или о Каримове, нескольких пуль, обреза оружия и в редких случаях автомата или пистолета. При этом широко используя пытки и другие жестокие, нечеловеческие или унижающие достоинство обращение и наказание в концентрационных лагерях, органах СНБ, МВД, прокуратуры, судов всех уровнях превращены повседневную практическую кровавую норму. [18] Коррумпированность ужасающего масштаба, связь с мафией   и даже с наркомафией самых высших чинов Узбекистана, обсуждается   только в зарубежных, в частности в московских газетах, но в республике тишина – никто ничего не знает. Ну и что, если министра внутренних дел Узбекистана в поездке по Германии сопровождает мафиози Валерий Эриксон (Известия, 05. 06. 1996) и кому какое дело, когда имена Ислама Каримова, Исмаила Джурабекова, Бахтиера Гулямова и их подручных открыто называются в контексте наркопоставок, наркобизнеса (Комсомольская правда, 05.05.1996). В Узбекистане на любую малейшую критику зарубежом, власти, реагируют резко и поднимают большой шум, но относительно отмеченных фактов – никакой реакции. Что испугались разоблачения? Все эти силовые ведомства как части каримовской репрессивно – коррумпированной системы, день и ночь работают, чтобы держат граждан страны в страхе. [19]

Сотрудникам правозащитной организации Union of Councils то, что я им рассказал показалось, немного «преувеличенным». Тогда мы договорились о том, что, когда они вернутся, мы встретимся и определимся степенью моего «преувеличения». Они, если память мне не изменяет, находились в Узбекистане две недели. И будучи в Ташкенте, Самарканде и Бухаре встречались с гражданскими активистами, правозащитниками, представителями демократической оппозиции и лидерами этнических общин русских, татар, крымских татар, украинцев, еврей, бухарских еврей. Они проделали большую и кропотливую работу и по возвращению в Москву, приехали к нам в Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, и с порога заявили, что я был прав, обстановка с правами человека в Узбекистане ужасна, всех гложет страх, все бояться, не только узбеки, но и русские, татары, крымских татары, украинцы, евреи, бухарские евреи и другие.    У себя в офисе или дома они не хотят говорит откровенно, во дворе тоже, для того чтобы что-то узнать нужно найти нейтральное и безопасное место, не хотят, чтобы называли их имена, фамилии. Исключение составляли единицы. По их глубокому убеждению, Узбекистан имеет все признаки полицейского государства.

В ходе нашей беседы они спросили меня, когда я стал правозащитником? Я ответил, что сам совершенно не зная и не понимая об этом, когда мне было тринадцать лет, в октябре месяце, 1964 года, когда «за волюнтаризм и нарушения принципов коллективного руководство» был снят с должности Н. С. Хрущев и к власти пришел Л. И. Брежнев. [20] Это мне запомнилось, так как тогда радио был наиболее оперативным средством информации и неоднократно именно по радио сообщалось об этой новости. Тогда к нам домой пришла секретарь махаллинского комитета Умры апа, которая в открытую курила сигареты используя муштук и со своим мужем, востоковедом, которого все называли Домла – Учитель, за критику сталинского «рая» и национально-государственного размножения в Туркестане много лет отсидели в тюрьмах, лагерях.  Все в махалле, взрослые, молодые, юноши и дети уважали их. Она что – то сказала моей маме. Мама, подозвав меня к себе, спросила ты уважаешь нашу соседку, тётю Машу? Я ответил, Марика и Эдика маму, конечно. Моя мама продолжала, на рынке ее арестовали, так как она продавала домашние тапочки, которые сама же шила. Она продолжала, сейчас мы бросим мячик к ней во – двор, после ты перелезешь туда, под ковриком перед входом в дом, ключ, тебе нужно войти вовнутрь и пройти в спальню, где под кроватью находятся три не большие металлических коробки, взять их и быстро перелезть обратно, если вдруг в это время во двор войдут милиционеры, скажешь им, что ты перелез за мячиком. Во – двор тёти Маши бросили мяч, и я перелез, сделал всё как сказала мама, зайдя в спальню, под кроватью нашел три не большие металлических коробки и их передал через стену маме. Но заставившее мое сердце сжаться было то что, когда я спускался домой, со стороны главной двери тёти Маши послышались голоса людей. Через несколько минут, когда я уже был у себя дома стало ясно, что пришли милиционеры c тётей Машей для обыска. Через несколько дней она освободилась и пришла к нам благодарит маму. Много лет позже я понял две существенных момента настоящего факта. Первое, то что сам не осознавая оказал реальную правозащитную помощь человеку. Второй   важный смысл того, что тогда произошло – двоя узбечек, Умры апа и моя мать помогли, своей соседке, подруге еврейке, которая, не взяв ни рубля, ни копейки у правительства, сама доставала нужные материалы и шила домашние тапочки и продавала их. Умры апа и моя мать помогли тёте Маше, понимая, что она делает нужное людям доброе дело. Иначе они не пошли бы, для того времени крайне опасный риск, помогая «цеховичке» и ее покрывая, и этим по существу помогли ей отстаивать экономические права.

Восемнадцать лет тому назад в журнале «Новое время» автор этих строк писал: «В Узбекистане общая обстановка отдает свинцом; люди сумрачны, запуганы, не хотят откровенно говорить и напоминают героев Кафки. Страх, начавший отступать в период горбачевской оттепели, полностью реанимирован и усилен». [21] За прошедшие годы   обстановка стало еще хуже, но, как и былые времена, в процессе преодоления жизненных трудностей определенную роль продолжают играть солидарность, сочувствие и взаимопомощь людей разных национальностей и социальных групп, что несомненно служит делу частичного смягчения ситуации с правами человека.

Источники:
1.Эпиграф: Сергей Ковалев. Борьба за свободу далеко не закончена… Речь на ежегодном собрании Общества гезов (Нидерланды). Гаага, март 1998 г. – В книге: «Прагматика политического идеализма». М., 1999, стр. 53
2. Всеобщей Деклорации Прав Человека. Издано Департаментом общественной информации ООН. 1993 г.
3. Александр Неверов. Ташкент – город хлебный. http://royallib.com/read/neverov_aleksandr/tashkent_gorod_hlebniy.html#0
Ташкент – город хлебный. (Полная версия). Режиссер Шухрат Аббасов, Узбекфильм, 1967. https://www.youtube.com/watch?v=nWcr688rghE
4. Гафур Гулям. Ты не сирота. Перевод с узбекского Анны Ахматовой. – В сайте: Жемчужины мысли. http://www.inpearls.ru/author/22713; Его же. Я – еврей. Перевод с узбекского Светланы Сомовой. http://ruspioner.ru/rp/single/3604/
5. Гафур Гулям. Я – еврей. Перевод с узбекского Светланы Сомовой. http://ruspioner.ru/rp/single/3604/
6. См.: Збигнев Бжезинский. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005 г.; Его же. Великая шахматная доска. М., 1999 г.; Альберт Швейцер. Культура и этика. М., 1973 г.; Андрей Сахаров. Тревога и надежда. М., Второе издание, 1991 г.; Патрик Дж. Бьюкенен. Смерть Запада. М., 2003 г.; Эрик Фромм. Иметь или быть? М., 2004 г.; Его же. Ради любви к жизни. М., 2004 г.; Роберт Даль. Демократия и ее критики. М., 2003 г.
7. Александр Невзоров. Теория и практика кощунства. Часть 2. http://snob.ru/selected/entry/87953
8.Абдуфаттах Маннaпов. Независимость или рабство? К 25-летию независимости Узбекистана. https://turonzamin.org/2015/06/21/mannapov/#more-24162; Его же. Выборы без выборов, или о фокусах тирана.
https://turonzamin.org/2015/03/26/abman/#more-24000
Его же. О дате независимости Узбекистана или о балагане дарителя бед.
https://turonzamin.org/2014/09/01/fattah/#more-23469
Его же. Тиран желает растоптать и деградировать народ (Зачем пытались поменять национальность генерала?)  http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1340266200
9. Подвиг семьи Шаахмедовых. http://jzl2.narod.ru/Shamaxmudov.htm
Переименование названий улиц в Ташкенте, Узбекистане. http://www.goldenpages.uz/streets/; В Ташкенте снесен памятник герою. http://ria.ru/world/20110107/318571929.html; Ядгар Норбутаев. Назвать своим именем. Что побудило президента Каримова на святотатство? http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1294835820
10. Алишер Таксанов. Кто такой Ислам Каримов? Психологический портрет узбекского лидера через призму его политики.
http://www.proza.ru/2007/06/06-51; Усман Хакназаров. Каримовский клан, уничтожающий Узбекистан. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1120140000
11. Жаҳонгир Маматов.  “ИАК” [Ислом Абдуганиевич Каримов], (на узбекском языке). http://jahonnoma.com/2013/07/30/iak30/#more-4658; Его же. Оқсарой сирлари. (на узбекском языке) http://jahonnoma.com/2008/02/25/1-24/
12. Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994, с.241.
13. Мухаммадбабур Маликов. Каримов уже давно загнал себя в угол. https://turonzamin.org/2009/02/02/malikov-2/
14. ТВ канал RTN 25 и 26 ноября 2014 года “Виктор Снитковский у Ильи Граковского”   https://www.youtube.com/watch?v=CCe1Bwuys7g&feature=youtu.be

15. Бабушка иногда называла его не Шарифом, а Мухаммадшарифом. Но все остальные его называли Шарифом.
16. Туркестанский легион. https://ru.wikipedia.org/wiki/Туркестанский_легион
Баймирза Хаит. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хаит,__Баймирза
Жаҳонгир Маматов. Мустақиллик қаҳромонлари. СССРни зирқиратган ўзбек (на узбекском языке). http://jahonnoma.com/2015/09/08/bhayit/#more-4697
Его же. Устоз хотираси. Туркистон байроқбардори (на узбекском языке).
http://jahonnoma.com/2015/09/11/ustoz/#more-3663  Его же. Устоз хотираси. Туркистон (на узбекском языке). http://jahonnoma.com/2015/09/12/ustoz-2/#more-3668
17. Людмила Алексеева. Узбекские политэмигранты преследуются в России. – В журнале: Защита прав и свобод человека. Иркутск-Москва, № 7, февраль 2000 г., стр. 11; Демократов и правозащитников «выдавливают» из России. – Информационная бюллетень, Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, Union of councils Central Asian human rights information and monitoring networks, № 5-6 (57-58), М., 1997 г., стр. 2-7, 45-60.
18. Human Rights Watch. Узбекистан: тюрьма и пытки – для критиков режима. http://www.hrw.org/ru/news/2014/09/25/uzbekistan-tyurma-i-pytki-dlya-kritikov-rezhima; Сардор Файзи. Узбекистан: Рэкет по Каримовски, или … “Хотите прекращения пыток, заплатите денег!” http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1063599480
19. Абдуфаттах  Маннапов (Одил Барлос). Стабильность или страх: Что превалирует в сегодняшнем Узбекистане? – В журнал «Центральная Азия» (Швеция), №6, 1996 г., стр.14-15
20. Абдурахман Авторханов. VII. “Просвещенный сталинизм”. – В книге:
Технология власти. http://www.litmir.net/br/?b=52751&p=188
Виктор Суворов. Кузькина мать. Хроника великого десятиления.  http://book-online.com.ua/read.php?book=5409&page=20
21. Абдуфаттах Маннапов. «Фабрика угроз». – В журнал «Новое время», Москва, № 51, от 20 декабря 1998 года, стр. 21

Advertisements

About TURONZAMIN

supporter of democracy
This entry was posted in 1.BOSH SAHIFA, 3.RUSSKIY. Bookmark the permalink.